III Всероссийская научно-практическая конференция «Цифровая среда и её возможности для образовательного процесса»

     30.10.2024 в ИРО Кузбасса прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Цифровая среда и её возможности для образовательного процесса», на которой очень большое внимание было уделено искусственному интеллекту, как в работе секций, так и при проведении некоторых мастер-классов от представителей ООО «Яндекс» и компании «ФИЗИКОН».

Секция «Искусственный интеллект в системе общего и дополнительного образования» в качестве спикеров собрала участников регионального сетевого проекта «Апробация примерных образовательных программ по искусственному интеллекту в образовательных организациях Кемеровской области-Кузбасса». Модератором секции выступила Фетищева О. В., заведующий отделом цифровых компетенций ИРО Кузбасса, которая в вступительном слове рассказа о реализации данного проекта в регионе с 2022 года, о том с какими трудностями столкнулись педагоги, особенно на начальном этапе, и каких высоких показателей добились они и их ученики за первые два года проекта.

     В своих докладах выступающие делились опытом внедрения модулей по ИИ во внеурочной деятельности, начиная со второго(!) класса (Демина А. Е., учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 44" Полысаевского ГО, Мартюшева Т. Я., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» Таштагольского ГО); знакомили со своими любимыми инструментами с искусственным интеллектом, используемыми при подготовке и проведении уроков и избавляющими от рутины (Ермишова Т. Л. и Пустовгар Я. Е., учителя информатики МБОУ «Гимназия № 72» Прокопьевского ГО); рассказывали об интеграции дидактических элементов нейросетей при изучении информатики (Хребтова М. Е., учитель информатики МБОУ "Лицей № 17" Берёзовского ГО) и многом другом.

Так как в некоторых школах модули по ИИ используются на разных степенях обучения: начальное, среднее и старшее звенья (Зайцева Ю. А. и Рогаткина А. А., учителя информатики МБОУ «Яйская СОШ № 2») и в разных системах образования: общее и дополнительное (Терентьева Е. В. и Карпова Ю. Т., учителя информатики МАОУ «Гимназия города Юрги»), спикеры сделали акцент именно на этом, на отличающихся подходах, инструментах, виртуальных помощниках.

      Одним из самых ярких и эмоциональных моментов, стало совместное творчество педагогов и искусственного интеллекта под руководством Медведевой Анастасии Викторовны, учителя музыки МБОУ «Школа № 14» из Полысаева. Участники секции (не только спикеры, но и все желающие) составили промт и попросили нейросеть написать текст для будущей песни об ИИ в образовании, а полученный результат загрузили в другую нейросеть, которая к словам написала музыку. Песенка получилась очень задорной и вдохновляющей. 

     Секция «Искусственный интеллект в системе общего и дополнительного образования» собрала за одним столом очень разных, на первый взгляд, людей – от школьников до генерального директора крупной цифровой платформы – но все они уверены, что использование ИИ в образовании может привести к значительному повышению качества образования и помочь подготовить учеников к успешной жизни в цифровом мире. Модератор площадки Жук Оксана Николаевна, заведующий информационно-библиотечным центром ИРО Кузбасса, открыла мероприятие докладом «Нужен ли в школе ИИ-инструктор?», в котором рассказала о существующих вызовах в области внедрения искусственного интеллекта в образовании и необходимости специалистов для эффективного использования ИИ-инструментов в образовательной практике.

     Участники секции констатировали, что искусственный интеллект становится неотъемлемой частью современного образования, открывая новые возможности для обучения, преподавания и управления образовательным процессом (Комова Т. Г., учитель информатики, Устинова В. С., учитель английского языка МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 37» Ленинск-Кузнецкого ГО), и что внедрение ИИ в образовательную среду требует комплексного подхода, включающего разработку стратегии, обеспечение необходимых ресурсов, подготовку педагогов, а также решение этических и юридических вопросов (Журавлева Е. С., учитель информатики МАОУ "СОШ № 112 с углубленным изучением информатики" Новокузнецкого ГО). Кроме того, спикеры говорили о необходимости сотрудничества, т. к. для успешного внедрения ИИ в образование необходимо взаимодействие между педагогами, учеными, специалистами по ИИ и представителями образовательных учреждений (Казанцева О. В., учитель информатики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Топкинского МО) и о разнообразии применения ИИ, который уже используется для персонализации обучения, автоматизации оценки, разработки индивидуальных траекторий обучения, подготовки учебных материалов и многого другого (Опаловский В. А., канд. тех. наук, заместитель руководителя методического центра ГлобалЛаб, и Мамонтов Д. И., канд. техн. наук, генеральный директор компании «ФИЗИКОН»).

Календарь