Баркемп «Современные подходы к развитию системы дошкольного образования: теория, практика, перспективы реализации ФГОС»

25-26 сентября 2019 года в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования был проведён баркемп «Современные подходы к развитию системы дошкольного образования: теория, практика, перспективы реализации ФГОС».

Целью мероприятия было обозначено выявление тенденций развития дошкольного образования в современных условиях, обсуждение проблем, путей и средств их преодоления.

На баркемпе присутствовали ученые, преподаватели и студенты вузов, организаций среднего профессионального образования, воспитатели, руководители дошкольных образовательных организаций, работники муниципальных органов управления образованием и методических служб, всего более 1450 человек.

В обсуждении темы баркемпа приняли участие представители всех территорий Кузбасса, а также Москвы, Воронежа, Красноярска, Новосибирска, Барнаула, Санкт-Петербурга и др. регионов РФ.

На стратегической сессии было обсуждено 5 основополагающих вопросов и определены основные тренды дискуссии на презентационных площадках и педагогических мастерских. В работе 10 презентационных площадок, 3 – педагогических мастерских, авторского мастер-класса, авторского семинара, проектного интенсива. Участники баркемпа познакомились с опытом работы 290т педагогов дошкольных образовательных организаций, областных инновационных площадок по актуальным проблемам современного дошкольного образования.

В выступлениях было отмечено, что дошкольное образование должно строиться на принципах: полноценного проживания ребенком всех этапов детства; обогащения детского развития; индивидуализации дошкольного образования; сотрудничества дошкольного учреждения с семьей; учета этнокультурной ситуации развития детей. Результаты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования показали, что от уровня профессионального развития будут зависеть результаты качества образования, определяемого ФГОС.

Участники баркемпа отметили значимость дошкольного образования в развитии личности ребёнка и необходимость создания условий для его успешной социализации; актуальность обеспечения достижения целевых ориентиров дошкольного образования для формирования многогранной личности дошкольников; потребность осуществления социального парт-нёрства для удовлетворения запросов детей с различными образовательными возможностями; функционирование организаций дошкольного образования как открытых систем; включение в процесс воспитания и развития детей различных субъектов социального окружения (родителей, представителей учреждений дополнительного образования детей) и др.

Баркемп признал необходимость в продолжении работы по развитию системы дошкольного образования в условиях стандартизации дошкольного образования и разработке научно-методического сопровождения педагогов. Все участники баркемпа объединены идеей необходимости консолидации педагогического и научного сообщества в решении проблем реализации дошкольного образования.

Обсуждение актуальных вопросов по проблематике баркемпа позволило сформулировать основные выводы и рекомендации:

  • одобрить положительный опыт, накопленный в регионе по реализации непрерывного профессионального развития руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций;
  • активизировать деятельность по разработке модели непрерывного профессионального развития и повышения квалификации специалистов по работе с воспитанниками с ОВЗ и инклюзией;
  • овладение педагогами профессиональными компетенциями по целесообразному отбору и продуктивному применению педагогических технологий, в том числе использования результатов мониторинга для организации разностороннего развития личности детей дошкольного возраста;
  • повышение уровня проектировочной, методической, информационно-коммуникативной и этнокультурной компетентности педагогов;
  • совершенствование организации образовательной деятельности, разных видов и культурных практик в дошкольных образовательных организациях, расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ для детей дошкольного возраста, развитие содержательных линий в образовательном процессе;
  • продолжить внедрение в педагогическую практику интерактивных методов обучения детей дошкольного возраста, обеспечивающих развитие профессионализма педагогов дошкольных образовательных организаций;
  • организовать разработку и общественно-профессиональную экспертизу электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для родителей детей раннего и дошкольного возраста, направленных на развитие родительской компетентности;
  • активизировать деятельность региональных профессиональных методических объединений и сетевых педагогических сообществ в условиях реализации модели регионально-муниципальной многоуровневой методической службы по разработке и обеспечению профессионального и личностного саморазвития педагогов, а также научно-методического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования;
  • содействовать расширению сети региональных инновационных площадок по актуальным проблемам дошкольного образования;
  • выстраивать практику методической работы с педагогическими и руководящими кадрами по проблемам реализации ФГОС дошкольного образования на основе их профессиональных потребностей и затруднений;
  • определить перспективы сетевого взаимодействия методических служб различного уровня, направленного на развитие профессионализма педагогических и руководящих работников по актуальным вопросам дошкольного образования;
  • осуществить поиск более эффективных путей, форм и методов организации профессиональной деятельности педагогов по обеспечению качества дошкольного образования;
  • разработать нормативно-правовое регулирование реализации содержания общеразвивающих программ в условиях сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования детей;

•        продолжить реализацию различных форм повышения квалификации руководящих педагогических работников дошкольных образовательных организаций, соответствующих принципам непрерывного профессионального развития, позволяющих диссеминировать опыт позитивных педагогических практик.

Календарь