Практика применения мультимедийных технологий в процессе культурного воспитания и развития учащихся

В рамках реализации целевой программы «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования, обеспечения конкурсных механизмов реализации программных мероприятий в сфере образования» подпрограммы «Совершенствование управления системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в Кемеровской области реализуется проект «Создание образовательного мультимедийного комплекса и его внедрение в образовательную деятельность». В ходе проекта был разработаны методические материалы, раскрывающие практику применения мультимедийного образовательного комплекса в образовательной деятельности.

Мультимедийные технологии уверенно входят в практику школьного (дополнительного, внеурочного) образования. Предлагается несколько направлений внедрения мультимедийных проектов в школах: создание мультимедийной библиотеки учащихся, организация мультимедийных лекториев и создание экспозиций в мультимедийном музее.

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ БИБЛИОТЕКА – это собрание многофункциональных изданий в принципиально новом формате, когда краткая текстовая информация дополнена обширным аудиоконтентом. Прослушать аудиоверсию можно с помощью считывающего устройства. Создание мультимедийной библиотеки учащихся повышает оперативность и качество продвижения познавательных и образовательных ресурсов, делает процесс изучения более интересным, продуманным и мобильным. Медиабиблиотека школьника может быть представлена познавательными изданиями по этнографии, естествознанию, истории, географии, астрономии, анатомии, биологии, альбомами по изобразительному и декоративно-прикладному искусству и др.

Использование мультимедийных изданий в сравнении с полиграфическими обеспечивает максимальную информативность при значительном сокращении объема печатной продукции. Одна «звуковая» метка заменяет до страницы печатного текста. Актуальность аудиоверсии увеличивается, когда возникает необходимость прослушать музыкальные фрагменты из произведений великих композиторов, архивные «живые голоса» знаменитых писателей и исполнителей. Аудиоверсии мультимедийных изданий многоязычны, что позволяет использовать их для учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков, а также школ, где цикл образования ведется на национальных языках (татарские, башкирские, якутские и др. школы)

Например, аудиокарта-путеводитель «Московский Кремль», авторский культурно-исторический проект, содержит подробное описание памятников архитектуры Московского Кремля. Достаточно прикоснуться устройством МедиаГид к метке рядом с любым объектом в путеводителе, чтобы услышать увлекательный рассказ об истории строительства крепостных стен и башен, дворцов и златоглавых соборов, о создании памятников литейного искусства. Издание дополнено музыкальными фрагментами: боем курантов на Спасской башне, перезвоном на колокольне «Иван Великий», исполнением исторических гимнов России. Время звучания: более 4 часов на каждом из 7 языков (русском, английском, немецком, французском, итальянском, испанском и китайском). Текстовая информация на 3 языках: русском, английском и китайском.

Историко-этнографическая аудиокарта, выполненная в формате объемного рисунка, позволяет легко идентифицировать территории расселения народов. Полиграфическая и аудиоверсия издания объединены в мультимедийном формате и органично дополняют друг друга, а музыкальное сопровождение создает настроение и национальный колорит. Издание содержит сводную информацию о государственных границах, гербах и субъектах, входивших в состав Российской империи, СССР и России. Время звучания: более 3 часов на каждом из 2 языков (русском и английском). Текстовая информация на двух языках: русском и английском.

В настоящее время библиотека представлена авторскими изданиями: книгами, художественными альбомами, историческими и этнографическими изданиями, тематическими проектами, путеводителями, картами и сувенирной продукцией. Они востребованы в образовательных программах, в музейной и выставочной деятельности. В рамках программы «Доступная среда» мультимедийная библиотека представляет специализированные издания для незрячих и слабовидящих людей. Применение интерактивного устройства МедиаГид облегчает восприятие информации, содержащейся во всех представленных изданиях, инвалидам по зрению, а также людям с дислексией.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЛЕКТОРИЙ – новое направление в системе школьного образования. Новизна мультимедийных лекций заключается в инновационных технологиях подачи материала. Восприятие информации идет как на звуковом, так и на визуальном уровне, что способствует ее лучшему усвоению. В ходе лекций используются самые современные мультимедийные технологии, в том числе инфографика, интерактивные опросы, видеосюжеты, эксклюзивные материалы из архивов музеев и библиотек. Основной целью данного направления является создание особой культурнообразовательной среды, способствующей расширению познавательного кругозора, интереса к учебным предметам, народным традициям, искусству.

В состав мультимедийного лектория входят:

- Видеофильм с анимированной компьютерной графикой. Видеофильм (один из современных видов наглядного учебного пособия) включает графические изображения, рисунки, анимационные графики, аудиосопровождение, видеофрагменты, музыкальное оформление. Все это позволяет наглядно и доходчиво представить изучаемый материал.

- Медиагид и мультимедийный буклет. Для каждого учащегося предусмотрен информационный комплект, в который входят мультимедийный буклет с аудиконтентом лекции, считывающее устройство МедиаГид и наушники. ,

- Экспозиционные материалы. Мультимедийные экспонаты активно дополняют лекцию, позволяют сравнивать объекты, выделять отдельные части и подробно изучать детали, представить объект в контексте с другими экспонатами, проследить его путь с течением времени, оценить возможность его применения в других областях, сравнивать и интерпретировать.

С целью усвоения и закрепления изложенного материала, по окончании мультимедийной лекции-экскурсии предусмотрен комплекс дополнительных занятий. Это могут быть интерактивные практические творческие занятия (раскрашивание по контурам), мастер-классы, квесты, конкурсы и викторины, разгадывание головоломок и др. Такие занятия способствуют обобщению и систематизации полученной информации. Использование игровых компонентов с информационными составляющими, несомненно, обеспечит дополнительное «погружение» в тему.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ МУЗЕЙ — это уникальный проект, благодаря которому учащиеся, не выходя из школы, смогут увидеть коллекции величайших музеев мира: знаменитые картины и скульптуры, древние фрески и архитектурные достопримечательности. Современная интерактивная выставочная экспозиция помогает удержать внимание учащихся и вовлечь их в обучающий процесс. На площадке (в актовом зале, рекреации) размещаются выставочные стенды, проекторы, 3D-модели, голограммы, интерактивные сенсорные экраны, медиакниги, видеопанели с трехмерными реконструкциями. Проецируемые изображения сопровождаются комментариями и анимацией (например, на выставке маринистов – это бушующие волны, а полотна импрессионистов сопровождают распускающиеся цветы и летающие птицы).

Для учащихся (в рамках дополнительного культурного образования под условным названием “культурный норматив”) реализуется новый мультимедийный проект «Музеи мира». Его отличие от «виртуальных музеев» (где предлагается просмотр общих панорам) в том, что школьникам будет предложен концептуальный «сценарий» посещения музея с познавательным контентом. Это может быть определенный зал, работы конкретного художника или архитектурные достопримечательности.

Календарь