Роль мультимедийных технологий в развитии творческих способностей обучающихся

В рамках реализации целевой программы «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования, обеспечения конкурсных механизмов реализации программных мероприятий в сфере образования» подпрограммы «Совершенствование управления системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в Кемеровской области реализуется проект «Создание образовательного мультимедийного комплекса и его внедрение в образовательную деятельность». В ходе проекта был разработаны методические материалы, раскрывающие практику применения мультимедийных технологий в образовательной деятельности.

Одной из целей использования мультимедийных технологий в образовании является развитие творческих способностей учащихся через интерактивность, которая открывает перед учащимися огромные познавательные возможности. Разумное использование в учебном процессе мультимедиа средств играет важную роль развитии наблюдательности, внимания, речи обучающихся. Правильно созданные и разработанные уроки с применением мультимедиа помогают ученикам войти в курс дела, построить модель преподаваемых знаний. Применение мультимедиа технологии при организации образовательной деятельности способствует накоплению фактических знаний, получению навыков, развитию внимания, памяти, мотивации, коммуникативных способностей, воображения, творческого мышления учащихся. 

 Преимущества мультимедиа:

  • интерактивность,
  • ускоренное обучение в сравнении с текстовой информацией,
  • лучшее запоминание и применение знаний,
  • возможность отработки практических приемов,
  • доступность информации.

Уроки с применением мультимедиа помогают решить такие дидактические задачи, как

  • усвоение базовых знаний по предмету;
  • систематизирование усвоенных знаний;
  • формирование навыков самоконтроля;
  • формирование мотивации к учению в целом и к определённому предмету в частности.

При этом внедрение современных технологий в педагогическую деятельность должно быть не просто необходимостью, а быть осознанным процессом при непрерывном образовании и самообразовании учителя в этой области.

Для того чтобы развивать креативность у учеников, учитель должен поставить обучающегося в позицию, в которой бы он мог сам исследовать и познавать новое. В этом и учителю и обучающемуся могут помочь мультимедиа.

В ходе созидательной деятельности ученик приобретает новый опыт, опираясь при этом на старый. И здесь актуальна позиция, в которой «мультимедийные технологии рассматриваются как одно из средств реализации творческой активности личности.

Медиасреда стала значимой в области образования, на наш взгляд, в связи с тем, что помогла «родиться» интерактивным технологиям, решающим задачи показа многообразных сфер жизни с помощью визуальной и аудиальной информации, расширила коммуникативные возможности человека. 

В развитии творческих способностей обучающихся с использованием мультимедийных технологий выделить два направления их применения.

Первое направление связано с тем, что данные технологии включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках исторически сложившихся традиционных методов. В этом случае мультимедийные ресурсы выступают как средство «интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников».

Второе направление «приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса в школе, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения ресурсов в отдельных учебных дисциплинах».

Рассмотрим условия, необходимые для успешного развития творческих способностей обучающихся с использованием мультимедийных технологий. К ним относятся:

  • организация образовательного процесса с использованием метода проектов, результатом которого является мультимедийный продукт;
  • создание мультимедийной игровой среды обучения и эмоционально положительного тона общения;
  • подбор, систематизация и обработка мультимедийных средств обучения, мультимедийных программ, предназначенных для творческого развития учеников на уроках и во внеурочной деятельности.

Первое условие. Проектная деятельность развивает мышление, учит анализировать ситуацию, побуждает к исследованию и экспериментам. Использование мультимедийных технологий при проведении проекта является определяющим началом и позволяет учащимся подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают вопросы. Результаты проектной деятельности могут быть представлены в виде презентаций, буклетов, слайд шоу и др. Учебные проекты обязательно должны быть ориентированы на усвоение требований образовательных стандартов, чтобы ученики изучали соответствующее содержание и развивали необходимые умения. При работе над проектом важно опираться на знания предметных областей. Введение метода проектов в сочетании с игровой деятельностью в начальной школе будет наиболее органичным по отношению к психолого-педагогическим особенностям детей младшего школьного возраста.

Второе условие: создание мультимедийной игровой среды обучения и эмоционально-положительного тона общения. Ученик, занимающийся творческой деятельностью, нуждается в возможности созидать, не боясь негативного восприятия продукта деятельности. Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка -мультимедийно-игровая среда.

Мультимедийная игровая среда обучения - учебно-информационное пространство, где осуществляется взаимодействие учащихся и педагогов через информационные системы (всемирная сеть Интернет, учебной и информационные среды, обучающие системы для создания Интернет-проектов, дистанционные образовательные курсы и т. д.), основанные на мультимедийных и игровых технологиях. При организации мультимедийной игровой среды обучения важно систематическое и регулярное использование мультимедийных технологий в учебном процессе. Мультимедийная игровая среда обучения является полифункциональным средством обучения, положительно воздействующим на результативный, личностный и процессуальные аспекты мотивационной сферы обучаемых.

Третье условие: подбор, систематизация и обработка мультимедийных средств обучения, мультимедийных программ, предназначенных для творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки. На этапе разработки дидактических целей, определения главных идей урока, в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования, необходимо осуществить подбор мультимедийных учебных программ с точки зрения их обучающих, развивающих, воспитательных функций. Мультимедийные программы необходимо подбирать в соответствии с содержанием учебной программы.

В настоящее время существует огромный выбор познавательной и образовательной мультимедийной продукции, имеется широкий спектр обучающих программ, предназначенных для развития и обучения учеников. Данные мультимедийные программы можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности в качестве разъясняющей, информационной, эвристической, систематизирующей, мотивирующей и развивающей функций.

Наряду с обучающими компьютерными программами распространены программы, основанные на игровой деятельности. Эти программы получили название - обучение с развлечением. Такие программы существуют для разных возрастных групп, но особенно ценны - для детей младшего школьного возраста, в котором игровая деятельность доминирует и играет существенную роль.

 

Календарь